Писаревский образ Пресвятой Богородицы
Писаревский образ Пресвятой Богородицы
7 июля 2018 года, по приглашению настоятеля Свято-Покровского храма Пресвятой Богородицы с. Писаревка Калиновского района Винницкой области иерея Андрея Бертмана настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери протоиерей Димитрий Гарчук принял участие в молитвенных торжествах по случаю чествования Писаревской чудотворной иконы Пресвятой Владычицы, для которой ранее составил текст службы.
Божественную Литургию возглавил митрополит Винницкий и Барский Симеон. Иерарху сослужили благочинный Калиновского округа протоиерей Владимир Розман, наместник Свято-Иоанно-Богословского Лемешевского монастыря архимандрит Марк, благочинный второго больничного округа Киева протоиерей Геннадий Батенко, серетарь Литургической комиссии Киевской епархии протоиерей Димитрий Гарчук, настоятель храма иерей Андрей Бертман, духовенство благочиния и гости храма в священном сане.
За богослужением молились представители местной власти.
В этом храме постоянно находится чудотворный образ Божией Матери Писаревская.
После Литургии была совершена заупокойная лития на могиле почившего настоятеля храму протоиерея Владимира Самойлюка. После — крестный ход к месту явления иконы, которая прославилась чудесами благодатной помощи и исцелений верующих.
Духовенством был отслужен водосвятный молебен. Митрополит Симеон освятил поклонный Крест, установленный возле колодца. После этого архипастырь обратился к молящимся со словом проповеди.
Фото пресс-службы Винницкой епархии http://orthodox.vinnica.ua/novini/novini-eparhii/3818.html
Историческая справка
Писаревская икона Божьей Матери
Чудесное явление иконы Божией Матери произошло в селе Писаревка в ХVІІІ веке.
– В день празднования Рождества Иоанна Предтечи, на рассвете, жительница села пришла к колодцу и увидела плавающую в воде икону, – рассказывает сотрудник исторического отдела Винницкой епархии иконописец Ростислав Моцпан. – Весть об этом разошлась по всему селу, но никто из местных жителей не мог вынуть святыню из колодца. Проезжавшие через Писаревку чумаки, после общей молитвы подняли икону и с пением перенесли в дом. Тогда же стало известно о первом чуде — во время поднятия иконы житель села с поврежденной рукой исцелился, прикоснувшись к ней.
Известие о чудесном обретении иконы быстро распространилось по всей округе, и многие болящие, жаждущие исцеления, стали приходить к колодцу за водой, которую почитали чудотворной. Хозяину колодца это не понравилось, и он его засыпал. Вскоре этот человек полностью ослеп и только через 40 лет, перед самой смертью, осознал свой грех и покаялся.
Крестный ход и исцеление болящих
Икона сначала находилась в доме женщины, которая первая ее увидела в колодце. Но вскоре заметили, что на лике Божией Матери появилась влага. Поверхность иконы тщательно вытерли, но влага появлялась вновь и вновь. В народе стали говорить, что икона плачет.
Тогда по благословению священника образ торжественно перенесли в храм Рождества Богородицы соседнего села Гулевцы, поскольку своего храма в Писаревке не было. Празднование иконы было установлено на Рождество Иоанна Предтечи.
В память о чудесном обретении иконы в колодце доске придали круглую форму и изготовили для иконы специальный круглый киот с резной рамой.
– Когда в 1885 году в Писаревке была построена деревянная Свято-Покровская церковь, икона крестным ходом была перенесена в новопостроенный храм и поставлена в иконостас, где для неё было отведено особое место над Царскими Вратами, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Во время молебнов икона торжественно опускалась для поклонения верующих. Приходившие на молитву в храм получали исцеление, и поэтому икона почиталась в народе чудотворной.
Ростислав приводит пример, о котором рассказывали старожилы:
«Девица села Пикова, узнав о чудесных исцелениях, происходящих по молитвам перед иконой, надеясь на выздоровление от тяжкого недуга, попросила людей помочь ей добраться до церкви. После вечерней службы ей разрешили остаться в храме. Проведя ночь в молитве перед иконой, наутро девушка почувствовала себя здоровой и самостоятельно вернулась домой».
Безбожники соблазнились блеском меди
В начале ХХ века для Писаревской иконы Богородицы был сделан медный чеканный оклад. А когда вскоре после революции с чудотворным образом совершался крестный ход к Калиновскому кресту, комсомольцы, препятствующие религиозному шествию, прельстились блеском медного оклада, приняв его за золотой. Безбожники попытались отобрать икону у верующих, но людям удалось спрятать святыню и тайно вернуть ее в храм.
– В 1936 году местные активисты-безбожники разрушили храм и свалили все иконы во дворе для сожжения. Когда выбросили чудотворную икону Божией Матери, она скатилась вниз с холма к одному из домов, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Безбожники забыли об иконе, а верующие спрятали её в специально сделанном помещении с нишей, в которую поместили образ. Здесь прихожане Писаревки и жители окрестных сел молились Царице Небесной и просили Её заступничества о прекращении гонений на Церковь и верующих.
Страх перед властями и безумие роженицы
Разрушенный храм послужил строительным материалом для клуба, который построили в центре Писаревки перед войной.
А во время фашистской оккупации некий представитель немецких властей, не найдя в селе церкви, приказал за сутки построить здание для богослужений. На клубе за ночь установили новые кресты и собрали сохранившиеся у жителей села иконы. Месточтимую святыню также принесли на новое место.
Но после освобождения Писаревки храм закрыли и перестроили под магазин.
– Из страха перед властями никто из верующих не решался забрать икону в свой дом, поэтому она сильно пострадала от сырости, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Но это забвение продолжалось недолго. Икона стала являться во время сна одному из местных жителей, и он из страха Божия решил забрать образ в дом своей матери Матроны. В этом доме, в отдельной молельной комнате, икона пребывала до конца 60-х годов. По просьбе хозяйки монахиня, проживавшая в соседнем селе после закрытия Браиловского монастыря, сделала для иконы бархатный оклад с вышитой надписью.
Писаревская икона Божьей Матери до реставрации
Чудеса от иконы продолжались и все эти годы. Рассказы о дивных исцелениях передавались из уст в уста, становились преданием. Например, в дом, где хранилась икона, привезли молодую женщину, впавшую в безумие после родовой горячки и не признающую своего ребёнка. К чудотворному образу больную удалось подвести ценой огромных усилий. Но как только женщина приложилась к иконе, она тут же пришла в себя – успокоилась и стала ясно мыслить. Позже эта женщина часто молилась Богородице перед Её чудотворным образом.
Под спудом древности и праздник в Писаревке
Со временем икона потускнела – лики Богородицы и Младенца стали едва видны. И местный художник-самоучка вызвался поновить образ, написав поверх новое изображение.
– Изображение получилось грубым и далеким от первоначального образа – икону просто невозможно было узнать, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Хранительница иконы, раба Божия Марфа, предпринимала попытки очистить икону от позднейшей записи, но, не имея навыков, не смогла этого сделать.
Писаревская икона Божьей Матери
Пройдет еще более 20 лет, и иконописец Ростислав Моцпан собственноручно отреставрирует Писаревский чудотворный образ Божией Матери. Работа по восстановлению старинной иконы заняла у мастера около полугода.
Сейчас святыня находится в новом каменном Покровском храме села Писаревка. На месте старой сельской церкви установлен памятный Крест. И хотя колодец, где была обретена икона, не сохранился, жители села не забыли это место. Теперь там установлен поклонный Крест и выкопан новый колодец, вода которого почитается местными жителями целебной и благодатной. Возле колодца ежегодно в день обретения иконы совершается водосвятный молебен, и этот день в Писаревке считают праздником.
Решением Священного Синода УПЦ от 27 октября 2015 года Писаревская икона Пресвятой Богородицы чествуется на общецерковном уровне 7 июля на Рождество Иоанна Предтечи.